Геннадий Дьячков

1.       

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания В25-В30.

 

Землю обойдя, я тебе скажу: 
Нет такой земли, как моя земля.
 
Земли есть теплей — вечные сады,
 
Но моя земля есть моя земля.
Много слёз пролил, труд в неё вложил,
И суровый край очень близок мне.
 
Пусть научит нас верность диких птиц
 
Звать свои края даже и во сне.
Снежною зимой вся земля как лёд,
 
Только в глубине есть всегда тепло.
 
Так в моей душе лишь со мной умрёт
 
К Родине моей светлая любовь.
Землю обойдя, скажешь ты и сам:
 
Нет такой земли, как моя земля.
 
Земли есть теплей — вечные сады,
 
Но моя земля есть моя земля!

 

 (Г.А. Дьячков, «Землю обойдя…»)

 

В каком прозаическом произведении Г.Дьячкова встречается данное стихотворение?

2.       

Назовите главного героя этого произведения.

3.       

Укажите главную идею приведенного стихотворения.

4.       

Назовите вид изобразительного средства, использованный в приведенном стихотворении:

Землю обойдя, скажешь ты и сам: 
Нет такой земли, как моя земля.
 
Земли есть теплей — вечные сады,
 
Но моя земля есть моя земля!

 

5.       

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания В43-В48.

 

Но вот лёд тронулся. Сначала дорога через реку шевельнулась, как живая, и вдруг на наших глазах вся перекосилась, разошлась зигзагами и поползла вниз по течению. С верховья реки, нарастая, катится гул ломающихся льдин. Огромное ледяное поле напряглось и стало вспучи­ваться и, наконец, с шумом орудийного выстрела лопнуло и вздыбилось. Вороны шумно поднялись с льдин и, каркая, стали кружить над обе­зумевшей рекой. Откуда-то из глубины реки вся чёрная от песка и гальки, тараня ледяное поле, выскочила льдина, чёрная вода выплеснулась вслед за ней на белоснежное ледяное поле. 

Взрослые и дети завороженно следили  за буйством   природы. Движение льдин вдруг замедляется. Затор. Огромные льдины, что по краям реки, неведомой силой выталкиваются на крутые берега.

Кто-то из старых охотников выходит на берег с двустволкой. Раз­даются два выстрела подряд. Звук выстрела хлёстко бьёт по льдинам, помогая реке. Она с шумом прорывает затор и ещё быстрее несёт на своих бурных водах льдины.

Через полдня заметно редеют и мельчают льды, появляются широ­кие полосы чистой воды.

Пришла на берег и бабушка, накинув на плечи заячью душегрейку. В руке она держала потёртый кожаный мешочек, в котором хранила медяки.  Бабушка встала в сторонке от людей, жадно глядя на  реку…

— Вот и мать-река, кормилица наша, проснулась.

Она вынула из мешка горсть медных монет и бросила в бурлящий поток.

— Мать-река, будь добра к нам, накорми нас своей рыбой, накорми и напои всех птиц и зверей, не губи в своих водах наших мужчин, не за­топляй наших домов... Подай и ты реке-матушке,— протянула она мне не­сколько монет.

 (Г.А. Дьячков, «Казбек»)

 

Укажите жанр произведения Г.А. Дьячкова «Казбек»?

6.       

Выберите из предложенного списка персонажей двух героев указанного произведения. Получившуюся последовательность цифр без пробелов и знаков препинания выпишите в ответ.

  1. Семен    2. Тамара    3. Кирилл    4. Ярхадана     5. Ирина

7.       

Укажите основной мотив творчества Геннадия Дьячкова. Выпишите правильный ответ из приведенных вариантов.

1.       

Назовите юкагирскогописателя, который является поэтом и драматургом (запишите имя и фамилию).

 

 

1.       

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В 105 – В11 5. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

 

 

Г.А. Дьячков

 

Раздавил на дороге жука.

Он бродил, мохноногий и важный,

А теперь он подобьем плевка

По асфальту сырому размазан.

Вороное крыло летуна

Шелухою лежит в сторонке.

Наклонилась сама тишина

Над погубленным звуком тонким.

Был я дурно настроен и зол,

А жучок мне попался под руку.

Под ботинком он только щелк –

Вот и нету жучиного духа.

Безрассудная ярость слепа,

Жаль, всегда за нее в ответе

Не источники бедствий и зла,

А невинные дети планеты.

 

В 1. Назовите род литературы, к которому относится данное произведение.

 

 

2.       

В 2. Какое значение для понимания идеи стихотворения имеет описание внешнего облика жука: «Он бродил, мохноногий и важный…»?

3.       

В 3. Выпишите правильный ответ на вопрос: в каких словах заключена идея стихотворения Г. Дьячкова?

4.       

В 6. Это страница из биографии Геннадия Дьячкова.

1.       

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В 116 – В 126. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

 

КИРИЛЛ. …А вам, Ярхадана, надо учиться. Вы 10 классов окончили и уже год работаете на двух работах. Деньги на книжку. Не понимаю. Человек должен мечтать, а вы, наверное о нарядах думаете?

ЯРХАДАНА. Зачем вы так? Вы не знаете. Думаете, деньги мне нужны? У бабушки пенсия небольшая, а я у нее одна. Пока она работает. Если я уеду, кто о ней позаботится? Голодной не останется, люди помогут, но все равно нужны кой-какие деньги. Вот я их и оставлю, только немного себе возьму и поеду поступать.

КИРИЛЛ. Вот как! Простите… Кем же вы хотите стать?

ЯРХАДАНА. А вы никому не скажете?

КИРИЛЛ. Нет, если хотите… Разве это секрет?

ЯРХАДАНА. Боюсь, смеяться будут. И не хочу, чтобы бабушка раньше времени узнала…Врачом.

КИРИЛЛ. (смеется). Ну и секрет. Разве это смешно? Это благородно! Но врачи разные бывают – хирург, дантист…

ЯРХАДАНА. Нет…не человеческим.

КИРИЛЛ. Ветеринаром?

ЯРХАДАНА. Нет… (Решившись) Я хочу лечить диких зверей и птиц!

КИРИЛЛ. Но такой специальности нет. Вот только Айболит в сказке… Что вас навело на эти мысли в краю, где изобилие птиц и зверей?

ЯРХАДАНА. (горячо) А вы знаете, сколько ранят зверей и птиц плохие охотники? И болеют они тоже, как люди. Их-то и надо лечить. Многие уже вымирают. Стало мало зверей…А знаете, только в наших краях и еще где-то в Сибири есть розовые чайки…Красоты необыкновенной…Садятся на воду, кажется – заря окрасила ее в розовый цвет. Есть про них легенда. Жили в одном селе две красивые девушки. Им хотелось стать еще красивее. И как-то зимой они пошли к шаману. А это был злой шаман. Он им и говорит: «Как будет самый жестокий мороз, что деревья будут лопаться от холода, разденьтесь и искупайтесь в проруби. И тогда вы станете красивее самой природы». Послушались девушки и в самый мороз побежали к проруби. И замерзли… А их души, стремившиеся к красоте, вылетели и превратились в розовых чаек.

КИРИЛЛ. Я обязательно запишу эту легенду. Она очень поэтична. (Пауза. Кивает на чучела) А это ваша работа?

ЯРХАДАНА. Да вместо лечения набиваю чучела… У меня есть в сарае разные птицы… Мечтала сделать чучело розовой чайки.

КИРИЛЛ. В чем же дело? Стреляете вы хорошо.

ЯРХАДАНА. Не могу. Как-то принес один охотник убитую, я увидела – почти белая. Розовый цвет погас.

КИРИЛЛ. (тихо). Да, вам надо учиться.

ЯРХАДАНА. Жалко бабушку оставлять, а заочно врачей не обучают.

КИРИЛЛ. Не беда. Можно учиться на историка. Учителя русского языка… Тоже высшее образование.

ЯРХАДАНА. Вы ничего не поняли!

КИРИЛЛ. Звери – для души… Это ваше сокровенное.

ЯРХАДАНА. Не, не поняли. Я для них хочу, а не для себя. Зря я вам все рассказала. <…>Я не смогу отдать душу другой профессии. Я буду, как плохая печь, которая никого не греет…

 

из произведения Г. Дьячкова «Розовая чайка»

 

 

К какому жанру относится произведение Г. Дьячкова «Розовая чайка»?

2.       

Назовите имя брата Ярхаданы.

3.       

Кто из героев произведения «Розовая чайка», так же, как и Ярхадана, является воплощением добра, искренности и чистоты.

4.       

 Из какого стихотворения Г. Дьячкова эти строки:

 

… Как глупы человеческим сердцем,

Лишь раскаяньем поздним умны.

Мы живем, полагаясь на вечность,

Под невечным круженьем луны.

 

1.       

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В 138 – В 148. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

 

После зимних каникул я в одной книге вычитал, что человек может обойтись без еды около сорока дней. Меня это поразило, и я тайком от всех решил ничего не есть, хотя бы недели две. Неделю мне удалось всякими правдами-неправдами ничего не есть. Я говорил, что ел в интернате, у соседей, у друга моего Коли. Иногда дома, стоило только матери отойти, я сливал суп обратно в кастрюлю или в помойное ведро. Жареную рыбу или мясо я прятал в кожаный мешочек для своей собаки. Пил только один чай, да и тот без сахара. К концу недели у меня кружилась голова, ноги были как ватные. Я рос худым и болезненным мальчиком, а тут совсем осунулся. Это не на шутку встревожило бабушку и мать, и они всячески старались накормить меня и не очень-то верили, что я пообедал в интернате или у соседей. На восьмой день, очередной раз избежав обеда и вытащив кусок жареной рыбы Казбеку, я решил пойти на лыжах на ту сторону реки. День стоял ясный и морозный. Отец из лиственничных досок сделал мне широкие охотничьи лыжи, но не обил их оленьей шкурой. На охотничьих лыжах, обитых шкурой, можно спокойно подняться на сопки, а скатиться назад мешает шерсть. В голове у меня приятно шумело, ноги подгибались, меня качало, но я был полон решимости еще неделю голодать.

Мы с Казбеком благополучно добрались до середины реки, тут как-то одна лыжа носом глубоко ушла в снег, и я повалился на бок. Вторая лыжа зашла за первую. В общем, все переплелось. И сколько я ни барахтался, лежал как связанный по ногам. А верхняя часть тела все глубже и глубже уходила в рыхлый снег. Из охотничьих рассказов я знал, что таким образом погибают даже опытные охотники, но не очень-то верил этому. Думал, если руки свободны, то всегда можно освободиться от лыж. Теперь я сам убедился, что так можно пропасть. Казбек бегал вокруг и лаем одушевлял меня. От бестолковых движений я очень быстро устал. К тому же после семидневного голода я был слаб, как цыпленок, и решил отдохнуть – сладкая истома охватила меня, я закрыл глаза, и меня тут же потянуло ко сну.

Очнулся я только дома, когда мне растирали ноги, руки, лицо снегом.

…Когда я перестал барахтаться, Казбек, почуяв неладное, побежал домой и во дворе стал громко скулить и лаять. Бабка с матерью, увидев Казбека без меня, да к тому же явно чем-то встревоженного, выскочили во двор. Казбек нетерпеливо лаял и хватал бабушку за подол, словно куда-то их звал. Бабушка, прожившую долгую кочевую жизнь и хорошо знавшая собак, крикнула матери, чтобы она одевалась, сама тут же бросилась вслед собаке в одной легкой заячьей душегрейке. С берега виднелось что-то черное…С помощью соседей я был доставлен домой. Так бесславно окончился мой опыт с голоданием.

 

из произведения Г. Дьячкова «Казбек»

 

 Назовите жанр произведения Г. Дьячкова «Казбек»?

 

 

 

 

2.       

Назовите имя главного героя произведения «Казбек», от лица которого ведется повествование.

3.       

 О ком говорит писатель в произведении (пропуск обозначен …): «Распределением уток и рыбы ведала …, она всегда хорошо помнила, кто и когда нам присылал рыбу или утку, не забывала и тех, у кого в это время мужчины были на охоте, а дома не было свежей дичи. Оставив гуся, несколько селезней и рыбин, все остальное … велела растащить по соседям и точно указала, кому что отнести». Запишите ответ в именительном падеже.

4.       

Какое из перечисленных произведений Г. Дьячкова относится к роду драмы: «Казбек»; «Калмык»? Выпишите правильный ответ.

5.       

Известный литературовед А. В. Пошатаева так пишет о книге юкагирского писателя: «Необыкновенная восприимчивость и природная высокая одаренность позволили ему создать реалистическое произведение, занявшее одну из центральных позиций в литературном процессе 30-х годов…». Напишите название этого произведения.


Последнее изменение: Вторник, 16 Февраль 2016, 15:22