Как возникали названия родов


Как возникали названия родов


В настоящей статье сделана попытка объяснить происхождение или названия родов на основе письменных источников и сведений, собственных и полученных от информантов. Выявленные родовые названия приводятся в русской транскрипции: Вээмылъыт, Вээ- мыльыт-елкэльыт, Вытвэрэнвыльыт, Илилльет, И’нчувилъыт, Левтырэйип (Эйгувэльыт), М'эмильыт, Пуу’тэльыт, Танныт, Тэпкэльыт, Чечанэльыт, Чевтыкэмэльыт, Чутпэльыт, Эмрэпэлъыт, Эпукэлит.

У народов Северо-Востока «принято помимо общего самоназвания (чукчи, коряки, ительмены) самих себя называть конкретно по месту жительства, т. е. в основе образования местного этнонима лежит топоним. Например, у чукчей -льын (ед. ч.), -льыт (мн. ч.) обозначает жителя той или иной местности».

ВЭЭМЫЛЬЫТ - «речные люди», те, кто жил по берегам рек.

ВЭЭМЫЛЬЫТ-ЕЛКЭЛЬЫТ - от елк- эльыт, так чукчи прежде называли оленеводов, осевших на берегах рек и переходивших к рыболовству и охоте. Однако чукчи Усть- Бельской тундры слово елкэльыт употребляют в отношении юкагиров и чуванцев.

ВЫТВЭРЭНВЫЛЬЫТ - Выльвын. Вы- тверен - это место в Канчаланской тундре, где находится сопка Выквычойтын. Сопка, на которой олени едят ягель и умирают. Мясо становится зелёным. Так мне рассказывали чукчи.

ИЛИЛЛЬЭТ - «островитяне», от иль- ирь («остров»). По словам Ранъавтагина и А’йнаквыргина, во время междоусобных войн этот род ушёл на какой-то остров.

И’НЧУВИЛЬЫТ, - возможно, от Инчоун, названия посёлка береговых чукчей, находящегося северо-западнее м. Дежнева. Рядом с посёлком есть сопка с отделившимся от неё камнем, издали похожим на отсечённый ножом кончик носа (и’нчувин - «отрезанный кончик носа»),

ЛЕВТЫ-РЬЭЙИП - это был слабый род, у них не было копий. Как рассказывал А’йнаквыргин, во время одного из боев они спаслись тем, что просверлили своих врагов ручными коловоротами (левт, «голова» + рьэйип, «ручной коловорот»). Второе название этого же рода, ЭЙГУВЭЛЬЫТ, пока не удалось объяснить.

М’ЭМИЛЬЫТ - бывшее становище на Нешканской косе, которое жители покинули в 1930-х гг. Часть из них поселилась в соседних посёлках, другая, избегая насильственной коллективизации, ушла в Амгуэмскую тундру (Леонтьев, Новикова, 1989. С. 253). Название связано с многочисленными находками древних стрел на месте становища (мъэмин - «со стрелами»),

ПУУ’ТЭЛЬЫТ, - возможно, от Пуутен, так называлось древнее селение в одноименной бухте возле мыса Литке (пуу’тэн - «чернее», от пуйъэпуй, «сажа»), В прошлом жители этого поселения собирали возле горы Телгерин графит, которым совершали помазания во время жертвенных обрядов, за что их называли пуъэльыт - «вымазанные сажей». Графит использовался также при выделке шкур и для натирания ниток из жил.

ТАННЫТ - бывший посёлок на реке Танюрер, левом притоке р. Анадырь (по- чукотски и по-эскимосски слово танныт (таннит) означает «пришельцы», «инопле-менники», «враги»). В этом месте, по пре-данию, произошло крупное и последнее сражение между объединёнными силами береговых жителей Чукотского полуострова и чужеземцами - таннитами, которыми могли быть кочевые коряки, юкагиры, эвены. Таким образом, род ТАННЫТ связан, по- видимому, с «чужим» происхождением или со значительными историческими событиями. По собранным сведениям, представители рода ТАННЫТ проживают и в Иультинском районе, и в Чуванском отделении совхоза «Марковский», и в Беринговском районе. Согласно Тыннай и А’йнаквыргину, этот род действительно состоит, в основном, из из юкагиров и чуванцев, ассимилированных чукчами.

ТЭПКЭЛЬЫТ, - возможно, от Тэпкэн.: до 1917 г. стационарное поселение береговых чукчей и эскимосов, расположенное на Нешканской косе недалеко от современного села Нешкан. Впоследствии жители Тэпкэн перебрались в сёла Нешкан и Энурмино. По сообщению А’йнаквыргина, в 1930-х гг. в Чаунской тундре было кочевое стойбище «Тепкан», где работала школа по ликвидации неграмотности. Стойбище называлось этим родовым именем, так как основная часть жителей четырёх больших яранг происходила из рода ТЭПКЭЛЬЫТ.

ЧЕЧАНЭЛЬЫТ, - возможно, от Сешан, бывшего селения восточнее мыса Сердце-Камень (Чукотский район). В верховьях реки Белая в центральной части Чукотки есть группа оленеводов, называющих себя ЧЕЧАНЭЛЬЫТ - «сешанские».

ЧЕВТЫКЭМЭЛЬЫТ, - возможно, от Чевты ттъым, названия горы на левом берегу реки Малый Анюй (Билибинский район). По рассказам местных жителей, когда-то на этой горе была большая битва чукчей с тан- ныт. Предводителем у чукчей будто бы был легендарный герой чукотского эпоса Ляв- тылевал - «повелевающий кивком головы», который сделал приношения духам, дал пожевать воинам мухоморов и бросился в бой. По О’вче, Титу и Котгыргину, ЧЕВТЫКЭ-МЭЛЬЫТ - «Несущие на голове кэмэны». Кэмэн - деревянное блюдо для еды. Однажды враги напали на стойбище. Битва длилась очень долго. Жители стойбища отбивались и прикрывались всем, чем могли, в том числе и этими блюдами.

ЧУТПЭЛЬЫТ, - возможно, от Чутпеи, древнего становища около села Чегитун, расположенного западнее села Инчоун (Чукотский район)

ЭМРЭПЭЛЬЫТ - А’йнаквыргин считает, что род назван по имени силача Эмрэп.

ЭПУКЭЛЬЫТ - возможно, от Апука, названия реки, впадающей в Олюторский залив, и одноимённого посёлка в устье этой реки (Олюторский район Корякского АО).

И.А.Радов




Последнее изменение: Вторник, 1 Март 2016, 15:33