«Характеристики» чукотских родов

 

Традиционные «характеристики» чукотских родов

 

Осваивая крупностадное оленеводство и огромные территории, многие семьи навсегда уходили из родных мест, а их родовые имена постепенно исчезали. Некоторые семьи и группы семей, происходившие из разных родов и мест, но относящие себя к единому предку или соединившиеся для совместного выпаса оленей, обретали новое самоназвание - от места проживания (ЭПУКЭЛЬЫТ, ИЛИЛЛЬЭТ, ВЫТВЭРЭНВЫЛЬЫТ); от различных обстоятельств (ЛЕВТЫРЬЭЙИП, ЧЕВТЫКЭМЭЛЬЫТ) и, возможно, от имён великих людей рода (ЛЯВТЫЛЕВАЛ).

С изменением образа жизни частично менялись духовные, мировоззренческие элементы. Возникали новые родовые прозвища: «Медвежьи люди», «Мышееды», «Евражники» и др.

Вот что рассказал о родах чукчей Усть- Бельской тундры А’йнаквыргин (70 лет, оленевод-тундровик, сказитель из рода ТЭПКЭЛЬЫТ; в 1950-е гг. закончил школу сель- хозкадров в Анадыре):

«...Врагами чукчей были чуванцы, коряки. Они нападали внезапно. А чукотский народ зачастую был в раздоре, но общая опасность объединяла их быстро. Раздоры обычно происходили между стойбищами. Те, кто закреплялся на какой-либо территории, по тому месту и род называли: ЧЕЧАНЫЛЬЫТ, ТЭПКЭЛЬЫТ, ВЭЭМЫЛЬЫТ.

А вот Ваежские - те ТЭЛЬКЭПЫЛЬЫТ. Они агрессивные, нападали и на чукчей, и на русских, но их всегда побеждали. Они стремились к самостоятельности и обычно под-держивали чуванцев и коряков больше, чем чукчей. Между собой же ТЭЛЬКЭПЫЛЬЫТ добродушны и дружны.

М’ЭМИЛЬЫТ - скупые, бережливые, расчётливые. Они до сих пор сохранили свои луки и стрелы.

ВЭЭМЫЛЬЫТ - добродушные.

ЭМРЭПЕЛЬЫТ - спокойные, добродушные, добросовестные, хорошие бегуны, невозмутимые, не выражают своих чувств, открытые.

ИЛИЛЛЬЭТ, - наверное, самые сильные, уверенные в себе люди, очень физически развитые; хоть и умирали, не выступали на войне или на соревнованиях. Добродушны.

ТАННЫТ - самые злые, коварные, скрытные. ТЭПКЭЛЬЫТ с ними постоянно ссорились из-за пастбищ. Но они же объединялись вместе с ними и ИЛИЛЛЬЭТ против общих врагов.

ЭПУКЭЛЬЫТ, ЭМРЭПЭЛЬЫТ, ЧУТПЭЛЬЫТ держались вместе.

ЧЕЧАНЫЛЬЫТ - самостоятельные, но дружелюбные.

ТЭПКЭЛЬЫТ более длиннолицые и высокие, чем другие. Они держали самое большое стадо и разбрелись по всей Чукотке, чтобы укрепить свой род.

Есть ещё на побережье ЭНМЫЛЬЫТ, энмеленцы, у них разговор как бы кричащий. Они в праздники кричат в сторону моря, «чтобы кит откликнулся».

Кроме того, А’йнаквыргин рассказал об эскимосах - АЙВАНАЛИТ - они были хорошими воинами.

«Чуванцы и юкагиры - ЕЛКЭЛЬЫТ - были главными врагами чукчей. Чукчи в конце концов их победили, да ещё и обозвали уккэмъ аляё танныт («в тарелку ходящие в туалет пришельцы»). Они же первые начали жить в деревянных домах.

Ламутов - КОРАРАМКЫТ - никто в тундре не бил, не убивал. Они могли спокойно ходить между непримиримыми врагами, когда и где хотели. Может быть, потому, что их мало на Чукотке?».

Мнения А’йнаквыргина о своеобразной «характеристике» родов никто не отвергает, так как считается, что если оно и отрицательное, то всё равно справедливое: в каждом роде можно найти достоинства и недостатки.

Что касается тэлькепских чукчей, то это территориальное объединение оленеводов. Тэлькепские также состоят из представителей различных родов, в том числе, вероятно, и тех, которые проживают в Усть-Бельской тундре. Можно предположить, что тэлькепские чукчи исполняли ту же историческую функцию, что и казаки в России: расселяясь в приграничной местности и всё дальше отодвигая границу к югу, они закрепляли территорию за своим народом.

Подобные изменения названий родов происходили и с береговыми чукчами, менявшими становища из-за различных обстоятельств: сокращения численности зверей в промысловом месте, эпидемий, междуусобиц, перенаселения и т. д. Ведь требования устойчивого воспроизводства биологических ресурсов не допускают высокую концентрацию людей на небольших территориях, и чукчи всегда следовали этому правилу. Но все изменения названий родов происходили, в основном, в интересах самих родов и семей. Пример исследования в Усть-Бельской тундре показывает, что огромная территория заселена коренными жителями Чукотки, сохранившими до наших дней свои родовые названия, которые даны не русскими первопроходцами, не царской администрацией, не исполкомами депутатов трудящихся.

В «Топонимическом словаре Северо-Востока» (Леонтьев, Новикова, 1989), созданном при содействии многих информаторов (И. Амалич, В. Вэкэт, С. Гаттэ, Э. Гунчен- ко, Етны, Еттувги-Чокве, С. Келы, И. Кеунеут, Р. Рагтытваль, Т. Уркачан, В. Элрика, В. Этлену и др.), можно найти гораздо больше сведений о коренных народах Чукотки, чем во всех исторических изданиях, вместе взятых.

И.А. Радов

Последнее изменение: Вторник, 1 Март 2016, 15:36