Похоронные обряды


Похоронные обряды 


Смерть воспринималась чукчами, как переселение в потусторонний мир, где "жизнь" устроена так же, как и на земле. Представление о цикличности времени, убеждение в том, что люди неоднократно возрождаются, предопределили "легкое отношение" чукчей к смерти. С этим связано широкое распространение в прошлом самоубийств. Богораз отмечал, что причиной таковых у чукчей бывают обида, оскорбление, горе от потери близкого или особое психическое состояние - нежелание жить. Самоубийцами чаще всего становились молодые люди, старики же предпочитали уходить из жизни по "обычаю добровольной смерти". Ритуальное убийство стариков или больных людей, согласно этому обычаю, совершалось по их просьбе родственниками. Биллингс писал, что у чукчей "сын отца без всякой жалости убивает, ежели он по старости, дряхлости или болезни нимало не может полезен быть семейству; часто бывает, что и сам больной просит о сем, как милости, желая умереть геройски" (Сарычев, 1802. С. 109). Этот обычай сохранялся у чукчей вплоть до недавнего времени (Батъянова, 1994; Batianova, 2000).

У чукчей бытовали два вида захоронений: трупосожжение и оставление тела на земле. Сведения об этих обрядах обобщены в специальной статье М.Я. Жорницкой (19806). Обряды несколько отличались у оленных и береговых чукчей. У последних они были более упрощенными. У оленных чукчей с умершего сразу же снимали одежду и помещали в его полог. В день похорон оленеводы забивали двух оленей, разводили костер и приносили огню жертвы. «Затем "провожатые" (две-три пары ближайших родственников) входили в полог и приступали к обряжанию покойника. Погребальную одежду обычно готовили заранее или припасали для нее необходимые шкуры... Отдавалось предпочтение белым шкурам...

Погребальная одежда раскладывалась на шкуре, прикрывающей покойника. На шкуру клали также: для мужчин - нож в новых ножнах, копье, лук со стрелами, точильный камень в футляре, трубку и кисет с табаком, чашку и три мешка провизии; для женщин - скребок и рабочий мешок с иголками и наперстком. На шкуре около рта умершего делали отверстие, туда просовывали кусочки пищи» (Там же. 19806. С. 204).

Важным моментом похоронного обряда было гадание с целью определить, каким способом и где умерший желает быть погребенным. «По прибытии на место, "избранное" покойным, выбирали ровную площадку и отмеряли место, соответствующее размерам тела. Выбранное место обкладывали камнями, образуя "погребальную ограду" в виде вытянутого овала, обращенного к полночи». Закалывали и разделывали жертвенных оленей, клали умершего внутрь "погребальной ограды" и всю одежду на нем разрезали, заменяя каждый кусок одежды куском мяса жертвенного оленя. Возле покойника клали некоторые его вещи и продукты. Затем умершему вспарывали грудь и живот и перерезали горло. На следующий день после похорон население стойбища посещало могилу, оставляя там оленьи рога. Если тело съедали хищники, это считалось хорошим знаком.

Сжигание трупа обычно осуществлялось, если человек умер по "обычаю добровольной смерти" или погиб в бою. Обряды, совершаемые при кремации, были аналогичны обрядам при оставлении тела на земле.

Менялись многократно исполнители игры на бубнах, их передавали женщинам своей семьи, и гостям-мужчинам, били в бубны и мальчики. Женщины из семьи, проводившей обряд, сменяли одна другую в пенье или же пели одновременно, каждая свои напевы. Обряд длился в течение нескольких часов. Состав присутствующих лиц пополнялся людьми, приходящими из других яранг. Некоторые уходили к соседям. Оберегая жилище от проникновения наружного света, люди ползком проникали в ярангу" (Кузнецова, 1957. С. 318). Каждая чукотская семья отмечала праздник благодарения один-два раза в год.

 

Е.П. Батьянова, И.С. Вдовин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков, В.А. Лыткин, В.А. Тураев
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

 

Последнее изменение: Среда, 16 Март 2016, 17:29