Тема 1. Тэн нэмэлэҥ? Что это?

Занятие 1

Основные задачи:

  1. Ознакомить детей с речевыми фразами (РФ) Тэн нэмэлэҥ? Туги нэмэлэҥ? Тиэҥньэ нэмэлэҥ? Ан йуориилэҥ, Адуги самхайлэҥ, Тиэги саҕанабулэҥ и лексическими единицами (ЛЕ) йэрпэйэ, йуорпурэ, йуории, wадун нимэ.
  2. Научить детей воспроизводить указанные РФ и ЛЕ в правильном звуковом и интонационном оформлении.

Учебно-наглядный материал. Для ознакомления и закрепления ЛЕ необходимо сделать карточки с рисунками солнца, тундры, игрушки, яранги.
  1. В начале урока учитель приветствует детей. Дети должны воспринять на слух фразы учителя:

    Аудио Фраза Перевод

    Мэ көлдьэмут, уорпэдиэ! Здравствуйте, дети!
    Амучэмут? У вас все хорошо?

    На что дети должны ответить: Амучэли! Да, все хорошо!
    Учитель: Саҕанааҥик! Садитесь!
    Ичуоҥик! Посмотрите!
    Монҥик! Скажите!

  2. Учитель четко произносит РФ, соотнося произносимую фразу с конкретной ситуацией. Дети, слушая внимательно, должны понять содержание фразы. В случае если учителю кажется, что ученики не понимают значение этих фраз, он может перевести их на русский язык:

    Аудио Фраза Перевод

    Если показываем предмет, то говорим: Тэн нэмэлэҥ?
    Что это?

    Отвечаем: Йуориилэҥ. Игрушка.

    Если указываем на предмет, то говорим: Туҥньэҥ нэмэлэҥ? Это что?

    Отвечаем: Ан йуориилэҥ. Это игрушка.




    Аудио Фраза Перевод

    Вопрос: Тэн нэмэлэҥ? Что это?

    Монҥик! Йэрпэйэлэҥ. Солнце.




    Аудио Фраза Перевод

    Вопрос: Туҥньэҥ нэмэлэҥ? Это что?

    Монҥик! Ан йуорпурэлэҥ. Это тундра.




    Аудио Фраза Перевод

    Вопрос: Туҥньэҥ нэмэлэҥ? Это что?

    Монҥик! Ан wадун нимэлэҥ. Это яранга.


  3. Учитель произносит РФ еще раз, после чего дети хором вместе с учителем произносят несколько раз ту же самую фразу, опираясь на ту же учебную ситуацию.
  4. Учитель просит отдельно каждого ученика произнести несколько раз ту же самую фразу, пока этот ученик не будет произносить ее правильно с точки зрения звуков, ритма и интонации.
  5. После того, как абсолютным большинством учащихся достигнуто правильное произношение РФ, учитель просит учащихся произнести эту РФ самостоятельно хором несколько раз подряд, при этом работа ведется с опорой на ту же наглядную ситуацию.
  6. Задание на дом – повторение пройденного материала.

Занятие 2

Основные задачи:

  1. Автоматизировать употребление ЛЕ, введенных на предыдущем занятии.
  2. Ознакомить детей с новыми ЛЕ самхай, самхараал, саҕанабул, сускэ. Научить детей воспроизводить эти ЛЕ в типовых РФ Тэн нэмэлэҥ? Туги нэмэлэҥ? Тиэҥньэ нэмэлэҥ?

Учебно-наглядный материал. Для повторения ЛЕ: карточки с рисунками солнца, тундры, игрушки, яранги. Для ознакомления с новыми ЛЕ: карточки с рисунками чайника, стола, стула, чашки.
  1. В начале урока учитель приветствует детей. Повторяет команды:

    Аудио Фраза Перевод

    Мэ көлдьэмут, уорпэдиэ! Здравствуйте, дети!
    Амучэмут? У вас все хорошо?

    На что дети должны ответить: Амучэли! Да, все хорошо!
    Учитель: Саҕанааҥик! Садитесь!
    Ичуоҥик! Посмотрите!
    Монҥик! Скажите!

  2. Аудирование и воспроизведение материала предыдущего урока. Вопросо-ответное упражнение, направленное на автоматизацию материала предыдущего урока. Учитель произносит вопросо-ответное единство поочередно с каждой ЛЕ, а учащиеся повторяют их хором.
  3. Ознакомление с ЛЕ самхай, самхараал, саҕанабул, сускэ. Фонетическая и интонационная отработка этих ЛЕ в знакомых РФ.



    Аудио Фраза Перевод

    Учитель. Если спрашиваем о конкретном предмете, говорим:
    Туги нэмэлэҥ?
    Вот это (именно вот это) что?

    Отвечаем: Адуги самхайлэҥ. Это чайник.




    Аудио Фраза Перевод

    Учитель. Если предмет находится далеко от говорящего, говорим:
    Тиэҥньэҥ нэмэлэҥ?
    Что это (вон там)?

    Отвечаем: Тиэги самхараалэҥ. Это стол.




    Аудио Фраза Перевод

    Учитель. Вопрос:
    Туги нэмэлэҥ?
    Вот это (именно вот это) что?

    Отвечаем: Адуги сускэлэҥ. Это чашка.




    Аудио Фраза Перевод

    Учитель. Вопрос:
    Тиэҥньэҥ нэмэлэҥ?
    Что это (вон там)?

    Отвечаем: Тиэги саҕанабулэҥ. Это стул (вон там).


  4. Учитель произносит РФ еще раз, после чего дети хором вместе с учителем произносят несколько раз ту же самую фразу, опираясь на ту же учебную ситуацию.
  5. Учитель просит отдельно каждого ученика произнести несколько раз ту же самую фразу, пока этот ученик не будет произносить ее правильно с точки зрения звуков, ритма и интонации.
  6. После того, как абсолютным большинством учащихся достигнуто правильное произношение РФ, учитель просит учащихся произнести эту РФ самостоятельно хором несколько раз подряд, при этом работа ведется с опорой на ту же наглядную ситуацию.
  7. Задание на дом – повторение пройденного материала.
    При подведении итогов учитель указывает на успехи и недостатки в работе учащихся, советует как их исправить. В основном надо делать упор на положительную сторону работы учащихся.

Занятия 3, 4

Проводятся по принципу первых двух занятий. Повторение и ввод новых ЛЕ с РФ Тэн нэмэлэҥ? Туги нэмэлэҥ? Тиэҥньэ нэмэлэҥ?

Учебно-наглядный материал. Предметы кухонной утвари: чамуодии «ложка», лэwдии «вилка», чуодаwҕа «сковорода», саwҕа «тарелка», чуораскэ «котел», чоҕойэ «нож».

Занятия 5, 6

Проводятся по тому же принципу, как и предыдущие занятия. Повторение и ввод новых ЛЕ с РФ Тэн нэмэлэҥ? Туги нэмэлэҥ? Тиэҥньэ нэмэлэҥ?

Учебно-наглядный материал. Предметы хозяйственной утвари: ньимудьии «топор», литэгэндьэ «молоток», саанчаwнии «пила», муйбэ «гвоздь».
Последнее изменение: Пятница, 22 Январь 2016, 17:12