Культура и история негидальцев

Культура и история негидальцев

Обрядовая культура негидальцев сходна с приамурской. Религиозные представления отражают анимистический уровень отношений человека к природе. Негидальцы почитали духов неба, земли, рек, моря, тайги. Вселенная, по представлениям негидальцев, состояла из трех миров, расположенных один под другим. Верхний – голубой небесный свод, средний мир – земная поверхность, нижний, подземный мир, где живут умершие люди.

Небо читалось высшей силой. Дух – хозяин солнца – мужчина, дух – хозяин луны – женщина, спускались на землю и общались с людьми. Члены рода, жившие в одном селении, имели общее место для молений в тайге «алачинка» у лиственницы «тойо», «торо», на которой вырезали лицо верхнего бога.

Здесь ставили скульптурные изображения различных духов, регулярно молились, приносили бескровные жертвы «сугдэчэ» хозяину «калгам» и др. Ежегодно, приходя сюда, для общего моления, приносили дополнительно духов – помощников. Считалось, что по лиственнице духи поднимались на небо и передавали небесным божествам просьбы людей и их дары.


Куртка шамана (тэтун) Конец XIX в. Распашная, из белой ровдуги.
Имеет узкий стоячий воротник, переходящий в завязки.
Спинка цельнокроеная в талию, полочки прямые.
Рукава втачные длинные с геометрическим рисованным орнаментом.

С появлением шаманизма, роль посредника между мирами и духами, стал выполнять шаман. Он общался с духами, лечил заболевших, совершал обряды. Общался с духами умерших сородичей. Каждую весну и осень совершал в селении «уни» - обряд очищения людей и жилищ.


Бубен шамана (унгтувун).Конец, XIX в.
Тип: дальневосточный; Вариант: амурский Яйцевидной формы, внутренняя рукоять - в виде крестообразного переплетения ровдужных ремней.
Ремни на концах троятся. Деревянный обод с четырьмя лучеобразными (треугольными) внешними выступами,
с ребром на внутренней стороне, сквозными отверстиями и сквозным желобом с обеих сторон в верхней части.
Обтяжка стянута по краям сухожильными нитями.
Кожа, дерево, ровдуга, сухожильные нити Ручная работа. Автор неизвестен.


Пояс шамана (н амка). 1-я четв. XX в.
Изготовлен из куска белой ровдуги, сложенного пополам.
По верхнему краю - сгиб, по нижнему - полуовальный выступ, к которому с помощью ровдужных ремешков прикреплены металлические предметы:
конусообразных подвесок, фрагментов металлических предметов:
горлышко (?) медного сосуда, детали от граммофона, части ружья и др.
Пояс снабжен двумя ремешками - завязками.
Кожа, ровдуга, металл. Ручная работа Автор неизвестен

Атрибуты шамана - бубен, скульптурные изображения различных духов (сэвэны), помогали ему во время камлания. Также, обряд на удачную охоту. Называли его мунняк – (от эвенкийского слова «сборище»). В октябре на краю села почти у самого леса ставили юрту, разжигали костер, приглашали шамана.

Ему предстояло вести переговоры с хозяевами природы и отгонять злых духов. Мужчины-охотники замыкали кольцо вокруг костра и исполняли ритуальный танец хадё. Громко кричали «Тур-тур! Никичан!», и гулкое эхо уносило это заклинание в глубины лесные.

Женщины, как по команде, прятались в юрту, потом снова присоединялись к общему действу. Вступал шаман. Он колотил в бубен, имитировал голоса и повадки животных. Без него охотники не отправлялись на промысел.

Шаман, негидалец Порфирий Никифоров, отец А. П. Надеиной

Порфирий Никифоров был с Дуки. Позднее переселился в село Владимировку, района им. П. Осипенко Хабаровского края. Лечил больных и помогал тем, кто обращался к нему за помощью, деньги не брал. Дочь, А.П. Надеина проживает в селе Владимировка.

Медвежий праздник «мгаска» проводили в честь умерших родственников через каждые 3-4 года и для него выращивали медвежонка. Член общины, растивший медведя в специальном срубе «койчан», должен был придерживаться многих правил и запретов. Убивали зверя на специальной площадке из лука.

При разделке туши строго следили за соблюдением всех правил. Считалось, что при соблюдении всех необходимых обрядов медведь возвращается к своему «отцу» - духу – хозяину тайги. На медвежий праздник к нему съезжались родня, друзья.

Национальные игры. Праздник "Последней тропы",2009г.

Обряд очищения. Праздник "Последней тропы",2009г.

Национальная игра прыжки через нарты. Праздник "Последней тропы",2009г.

Во время пира устраивали игры, хоровод с песнями, слушали сказителей, на улице нарядные женщины играли на музыкальном бревне «тымкавун», пели и танцевали.

У негидальцев бытовал обычай давать медвежонка, как приданное дочери.

Для этого отец невесты, считающий себя хорошим охотником и смелым человеком, в преддверии свадьбы ловил медвежонка в возрасте от трех месяцев до года и держал его несколько месяцев у себя.

Возможно, медвежонка в приданое давали с двойной целью: он был и защитником молодой жены в чужом роде (при каких то конфликтах женщина могла сказать, что она не какая- то беднячка без роду и племени, за нее медведя дали) и подарком – угощение зятьям.

В фольклоре негидальцев выделяют мифы, сказки, предания, бытовые рассказы, песни, обрядовые жанры. По воспоминаниям стариков, в прежнее время почти в каждом селении был свой сказочник; лучших рассказчиков приглашали в другие села.

Повествование обычно начиналось утром и длилось до глубокой ночи, а то и до утра. Сказки знакомили детей с внешним миром. На охоте или рыбалке по вечерам рассказывали сказки о животных или мифы о духах – хозяевах. Этим промысловики стремились привлечь и задобрить духов, обеспечить себе удачу.

Мифы, родовые предания, шаманские легенды, охотничьи и бытовые рассказы входят в категорию «улгу», в которых говорится о действительных событиях, якобы происходивших в прошлом. Они сохраняли для негидальцев историю своего народа.

Выступление национального фольклорного коллектива "Сивун" - Солнце

Песни и припевы были средством развлечения и отдыха. Поговорки и загадки, как интеллектуальный досуг. Наиболее значимыми и многочисленными были запреты « одзяви». «Одзяви» определяли охотничий и рыболовный промысел и также употреблялись в быту.

Это было краткое руководство по этике и традиционно – религиозным нормам. Например, негидальцы никогда не произносили вслух слово «медведь». Священное животное называли уважительно и ласково – «дедушка», «дядя».

А если охотник, возвращаясь из тайги, выдохнет короткое «Кук!», сразу понятно, какую добычу везет. И что впереди особый ритуал, участвовать в котором женщинам категорически запрещено. Мужчины разделывали медведя и готовили мясо, но прежде чем приступить к трапезе (по правилам ели только руками), каждый произносил «Кук!».


Последнее изменение: Понедельник, 25 Апрель 2016, 16:41