Современное декоративно – прикладное искусство негидальцев

Современное декоративно – прикладное искусство негидальцев

Орнамент – это визитная карточка народа. Всякий, кто впервые видит узоры народов Приамурья, бывает заворожен их фантастической красотой, причудливой, странной логикой, завершенностью.

Негидальские мастерицы и в настоящее время владеют различными приемами орнаментального декора: вышивкой цветными нитями, бисером, аппликацией на ткани, рыбьей коже, бересте, и, как правило, редко пользуются трафаретами – заготовками.

Орнамент рождается непосредственно в процессе работы.

В настоящее время традиционное искусство изготовления национального костюма продолжает жить в работах национальных мастериц, их учеников, хотя основная часть навыков используется не столько в сфере изготовления собственно костюмов, сколько в смежных сферах (изготовление ковров, сумочек, салфеток и т.п.).

Тем не менее, сам факт востребованности традиционных профессиональных навыков, позволяет считать, что искусство изготовления традиционного негидальского костюма может сохраниться и в нынешнем веке, восхищая своей неповторимостью и уникальностью не одно поколение потомков.

«Особая бабушка» Владимировки – Анна Порфирьевна Надеина, дочь негидальского шамана Порфирия Никифорова. В свои девяносто лет она продолжает оставаться заядлым рыбаком и потрясающей мастерицей.

Анна Надеина стала членом Союз художников РСФСР, а ее работы экспонировались не только на Дальнем Востоке, но и в Москве, Дагестане, Чехословакии, Японии, Финляндии. В 2007 году негидалка Анна Надеина стала лауреатом конкурса «Ремесла Земли Дерсу» и обладателем Гран-при фестиваля-эстафеты «Бубен дружбы».

По существующим меркам ремеслом Анна Порфирьевна занялась достаточно поздно – после замужества. Обычно девочек с самого раннего детства учили премудростям северного искусства, но Анна Порфирьевна в шесть лет осталась без матери.

Это случилось во время эпидемии кори, которая обрушилась на Приамурье в 1922 году. Наверстывать упущенное пришлось уже в семье мужа.

Анна Порфирьевна рассказывала дочерям о своем первом «экзамене», когда ей поручили выделать шкуру лося и предупредили: «Сумеешь сделать ее мягкой, как шелк, станешь великой мастерицей, а если кожа останется жесткой, как дерево, ничего из тебя не выйдет!» Она так боялась критики строгих старушек, что мяла и мяла кожу не жалея рук, сил.

А те, увидев готовый результат, не смогли скрыть удивления и радости: никто еще на их памяти не выделывал ровдугу до состояния шелка, а эта молодая женщина смогла. Анна Порфирьевна и дочерей своих потом учила: пока кожа на руках не высохнет, работу бросать нельзя. Дочери – Дарья Ивановна Надеина и Любовь Ивановна Охлопкова – прошли прекрасную школу и со временем стали замечательными мастерицами.

 
Выделка шкуры традиционным инструментами "у" и "кэдэрэ"

Орнамент на традиционной одежде, коврах, декоративных панно, сумочках и сувенирных изделиях негидальцев не спутаешь ни с каким другим. Его главный элемент – трилистник – символ самого малочисленного этноса из восьми проживающих в Хабаровском крае.

Негидальские мастерицы из села Владимировка соединяют разноцветные лепестки с «живописными» сюжетами на своих изделиях, где изображают реки, лесные тропинки, растительный и животный мир и «включают» тем самым их защитную функцию. Потому что вахту трехлистную, а в народе просто трехлистку, негидальцы ценят по-настоящему.

Это многолетнее травянистое растение до 30 – 40 см высоты: листья тройчатые, цветки бледно- розовые или белые.

Растет по берегам озер и рек, в стоячей воде, по моховым болотам и болотистым лугам. Считается, что эта травка способна исцелить от самых тяжелых недугов (местные жители утверждают, что даже от туберкулеза), и заготавливают ее на все случаи жизни.

Благодаря этим людям, знатокам и хранителям негидальской культуры, сегодняшняя молодежь с гордостью называют себя негидальцам.

И перенимают самое ценное для маленького негидальского народа – это традиции, язык и культуру, сохраненные для них старшим и мудрым поколением. Хранителями традиций негидальского искусства, языка и фольклора являлись и являются:

  1. Алескеева Екатерина Иннокентьевна. (1921 – 1995г.г.) Член Союза художников России с 1981г.
  2. Казарова (Соловьева) Александра Николаевна (1931 г.р.) Член Союза художников России с 1975 г.
  3. Надеина (Николаева) Анна Порфирьевна (19916 г.р.), член Союза художников России с 1981г.
  4. Охлопкова (Борисова) Мария Кузьминична (1981 г.р.) член Союза художников России с 1981г.
  5. Адамова (Федорова) Евдокия Ивановна(? – 1965г.г.)
  6. Акимова (Семенова) Вера Семеновна (1913 – 1993г.г.)
  7. Афанасьева (Трофимова) Клавдия Павловна (1912 – 1980г.г.)
  8. Гульчаева (Попова) Акулина Алексеевна (1919 -1985г.г.)
  9. Казаров Александр Павлович (1921 – 2024г.г.)
  10. Казарова (Федотова) Евдокия Григорьевна (1928 – 1981г.г.)
  11. Казарова (Кялундзига) Зоя Семеновна (1952 г.р.)
  12. Казарова Елена Александровна (1963 г.р.)
  13. Клюева (Соловьева) Нина Николаевна (1995г.р.)
  14. Надеина Клавдия Ивановна (1942 г.р.)
  15. Никифорова (Самар) Елизавета Ивановна (1906-1973г.г.)
  16. Николаева (Казарова) Татьяна Ивановна (1894 – 1969г.г.)
  17. Семенова (Миронова) Анна Григорьевна (1910 – 1980г.г.)
  18. Охлопкова (Надеина) Любовь Ивановна (1948г.р.)
  19. Семенова (Павлова) Екатерина Алексеевна (1938г.р.)
  20. Соловьев (Никифорова) Александра Порфирьевна (1931 – 1995г. г)
  21. Соловьева Екатерина Николаевна (1923 -1975г.г.)
  22. Трофимова (Охлопкова) Татьяна Александровна (1914 – 1978г.г.)
  23. Труба (Охлопкова) Александра Егоровна (1947 г.р.)
  24. Чепалова Евдокия Дмитриевна (1914 – 1980г.р.)
  25. Чистякова (Алексеева) Валентина Иннокентьевна (1938 – 2005г.г.)
  26. Чудинова (Федотова) Светлана Васильевна (1966г.р.)
  27. Яковлев Егор Федорович (1927 – 2001г.г.)
  28. Яковлева Анастасия Павловна (1893 – 1975г.г.)
  29. Яковлева (Никофорова) Вера Порфирьевна (1927 – 2003г.г.)
Последнее изменение: Вторник, 26 Апрель 2016, 14:56