Исследователи негидальской культуры

Исследователи негидальской культуры

Культура негидальцев всегда вызывала особый интерес у исследователей. Несмотря на свою малочисленность, этнос сквозь века, сохранил до настоящего времени родной язык, самосознание, этнокультурные особенности.

  

 

Первые путешественники и ученные не могли дать точного ответа на вопросы происхождения негидальцев и истоков их культуры, т.к. народ был малочисленным, вел кочевой образ жизни, поселения были разбросаны по большой территории. В русских документах население Амгуни впервые упоминаются в 80-х гг. XVII в. В сведениях, полученных от казаков, встречаются лишь тунгусские пешие и оленные роды в низовьях реки Амгуни – гиляки.

Название «негидальцы» в донесениях отсутствует, однако родовой состав амгуньских тунгусов XVII века частично совпадает с родовым составом современных негидальцев. В разное время к проблемам истории и культуры негидальцев обращались в своих трудах известные исследователи и ученые.

Александр Федорович Миддендорф (1815 – 1894) - русский естествоиспытатель и путешественник, в 1842 - 1845 г.г. возглавил Сибирскую экспедицию Академии наук. За два года работы экспедиции были проведены различные, в том числе этнографические исследования.

Собраны уникальные и бесценные коллекции одежды, оружия, произведений народного декоративного искусства и фольклора коренного населения Восточной Сибири. А.Ф. Миддендорфа по праву считают первооткрывателем этнографии маленького таежного народа - негидальцев, живущих в Приамурье.

Заинтересовавшись жизнью этого самобытного этноса, А.Ф. Миддендорф исследовал его хозяйственно – бытовой уклад, а также подробно описал негидальские рода. Ученый впервые выдвинул смелые идеи о происхождении орнамента амурских народов.

В марте экспедиция А.Ф. Миддендорфа вернулась в Санкт – Петербург. Результаты ее оказались настолько значительными, что послужило основанием для создания Русского географического общества.

Леопольд Иванович Шренк (1826 – 1894) – зоолог, этнограф, метеоролог, океанограф, климатолог, вице – президент Российской императорской Академии наук, директор академической типографии. Л.И. Шренк являлся организатором и участником многих великих начинаний, способствовавших развитию науки в России.

Главным его детищем всегда был Дальний Восток: Приамурье, Приморье и Сахалин, нарды, населявшие эту территория и их этническая история. В 1854 – 1856 г.г. он возглавил экспедицию на Амур и Сахалин, где изучал гиляков (нивхов) и другие аборигенные народы.

Во время дальневосточной экспедиции Л.И. Шренк собрал значительный оригинальный полевой этнографический материал, который лег в основу его исследований об инородцах Амурского края и опубликовал его в ряде статей и трехтомном капитальном труде « Об инородцах Амурского края» (1893 – 1903). Также Л.И. Шренк составил этнографическую карту Нижнего Приамурья. Исследователю посчастливилось увидеть и изучить на месте практически все аборигенные народы региона.

Многие его выводы и обобщения остаются актуальными, и по сей день, т.к. они основаны на достоверном и тщательно выверенном экспедиционном материале. Л.И. Шренк был первым крупным исследователем художественной культуры народов Нижнего Амура и Сахалина. В настоящее время исследователи обращаются к ценному научному наследию ученого в процессе работы над сложными, до сих пор во многом не решенными проблемами этногенеза и этнической истории народов Дальнего Востока.

Лев Яковлевич Штернберг (1861 – 1927) – народоволец, крупнейший этнограф и лингвист, профессор Петербургского университета, член – корреспондент Российской Академии наук.

Своими многочисленными исследованиями семейно – родовых отношений, обычного права, религиозных воззрений, народного декоративного искусства, фольклора, языка, а также исследованиями в археологии и антропологии Дальнего Востока, Лев Яковлевич Штернберг заслуженно завоевал себе имя знатока дальневосточных народов, лучшего отечественного этнографа.

Л. Я. Штернберг принимал активное участие в первой переписи населения 1897г. 1936 году выходит в свет после его смерти, наряду с раннее изданными фундаментальными трудами, крупная монография « Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны» (1933).

Петр Поликарпович Шимкевич (1862 – 1920) – этнограф и краевед. Главная заслуга П.П. Шимкевич как ученого – в разработке сложной и малоизученной проблемы шаманизма, обобщении и научном анализе собранного этнографического материала во время поездок в Амурскую и Забайкальскую область.

Также Петр Поликарпович составил этнографическую карту Приамурского генерал – губернаторства. В ее основу легли сведения, собранные академиком Л.И. Шренком в середине XIX в. о расселении народов Дальнего Востока.

После его исследований подобной географической карты никто не составлял. Карта была необходима ввиду предстоящей переписи населения 1897 г. и изменений, происшедших в экономике и культуре Приамурья.

В числе первоочередных задач переписи, к разрешению которых привлекался П.П. Шимкевич, были: определение границ расположения народов, их численность, описание племен, живущих на границе с сопредельными странами.

Иван Иванович Гапанович (1891 – 1982) – историк, ученый энциклопедист, занимался тунгусоведением, исследованием быта и культуры жителей Камчатки и Чукотки и другими проблемами российского Дальнего Востока. Один из основных трудов И.И. Гапановича «Амгуньские тунгусы и негидальцы, их будущность» Харбин, 1927 г. До сих пор его труды малоизвестны отечественным исследователям, т.к. находятся в архивах Кита, США и Австрии.

Сергей Васильевич Иванов (1895 – 1986) – ученый сибировед. Посвятил себя изучению изобразительного творчества, в первую очередь, орнамента народов Сибири. В мае сентябре 1927 г. С.И. Иванов принял участие в экспедиции по исследованию народов, живущих в бассейне реки Амур.

На собранно им в поле и в музее материале плодотворно разрабатывались темы по генетике сибирской орнаментике, уделялось много времени изучению проблемы традиционного мировоззрения малых народов. В отечественной науке Сергей Васильевич Иванов – общепризнанный, крупнейший специалист по изобразительному народному творчеству, орнаменту народов СССР, сибироведению.

В монографии «Орнамент народов Сибири как исторический источник» Сергей Васильевич убедительно показал, что наличие различных типов орнаменте в искусстве народов этой историко – этнографической области, прежде всего, свидетельствует об их сложных исторических судьбах и порой весьма далеких связях с народами других регионов.

Он утверждал необходимость комплексного подхода при изучении народного традиционного орнамента, широкого привлечения в сопоставительных целях этнографии, антропологии, лингвистики, истории, археологии, фольклористики, религиоведения. Сергей Васильевич Иванов также был одним их лучших знатоков сибирского шаманизма.

Елизавета Порфирьевна Орлова (1899 – 1976) – энтузиаст – исследователь Сибири и Дальнего Востока, представитель ленинградской этнографической школы, посвятившая жизнь изучению народов Дальнего Востока.

Ею были собраны этнографические коллекции по ительменам (камчадалам), эвенам (ламутам), негидальцам, ороченам, нивхам, орокам, ульчам, нанайцам, корякам.


Вера Ивановна Цинциус (1903 – 1983) крупнейший ученый – теоретик, выдающийся специалист в области литературы, языка и фольклора тунгусо-язычных народов, доктор филологических наук, профессор.

Еще студенткой этнографического отделения географического факультета Ленинградского университета Вера Ивановна в 1926 г. поехала на Дальний Восток, на реку Амгунь к маленькому народу – негидальцам, где пробыла год. В.И, Цинциус вдвоем К.М. Мыльниковой проводили большую культурно – просветительскую работу среди населения: изучали быт, традиции, нравы, культуру, психологию и язык негидальцев.

Они записали свыше 320 произведений устного народного творчества: 150 сказок и преданий, 70 песен, 60 сказок, 30 различных табу – запретов. Собранный материал послужил источником для написания десятков научных статей по языку, фольклору и этнографии негидальцев.

Клавдия Павловна Белобородова (1906 -1999) – искусствовед, заслуженные работник культуры РСФСР, член союза художников СССР. В 1953 г. Клавдия Павловна вместе с семьей переехала в Хабаровск. С традиционным искусством К.П. Белобородова познакомилась в Хабаровском краеведческом музее, которое покорило ее своеобразием национальных орнаментов.

Она организовала кружок художественной вышивки в Доме народного творчества. Позже Клавдию Павловну пригласили в Краевой Дом народного творчества на должность методиста прикладного искусства.

Начиная 1961 года К.П. Белобородова в Краевом доме народного творчества вела работу по возрождению и развитию декоративного прикладного искусства коренных народов Приамурья.

Благодаря приложенным усилиям и настойчивости Клавдии Павловны, четыре негидальских мастерицы из села Владимировка района им. Полины Осипенко стали членами союза художников России. Жители села с теплотой и благодарностью вспоминают Клавдию Павловну и по сей день.

Алексей Павлович Окладников (1908 -1981) – крупнейший российский археолог и этнограф, профессор, академик, один из основоположников сибирской школы археологов, получивший международное признание.

А.П. Окладниковым было опубликовано 65 монографий и около 700 статей в России и за рубежом. Только по проблемам древней культуры и истории Приамурья можно назвать свыше 30 крупных работ ученого.

В мировой науке его называли «генералом от археологии». Имя академика Окладникова носит музей археологии в Хабаровске. Открытый в 1998 году он стал таким первым музеем в регионе.

Анна Васильевна Смоляк (1920 – 2003) – доктор исторических наук, крупнейший специалист по этнографии коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. В середине 50 – х годов в московской части Института этнографии был создан сектор по изучению социалистического строительства у малых народов Севера (впоследствии сектор Севера). Анна Васильевна начала там работать и оставалась его сотрудницей вплоть до выхода не пенсию.

Материалы полевых исследований сектора Севера обобщались не только в статьях и монографиях, но и в докладных записках и научных разработках, предназначенных для директивных органов. В этих документах, проходивших в те времена под грифом «для служебного пользования», затрагивался весьма широкий круг экономических и социальных проблем Севера.

Многие представительные решения и постановления по Северу принимались с учетом докладных записок этнографов. А.В. Смоляк по результатам своих экспедиций написала более 20 научных разработок. В этих документах она обращала внимание на экономические трудности оленеводческих и рыболовецких колхозов, в которых работали нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, на тяжелое положение пенсионеров в национальных поселках.

Также на необходимость обеспечения коренных жителей рыбой, на недостатки в образовании, в медицинском и культурном обслуживании населения и др. В 1985 г. вышла очередная монография «Традиционное хозяйство и материальная культура у народов Нижнего Амура: Этногенетический аспект». Впервые в этногенетическом аспекте анализировались рыболовство, таежная охота, морской зверобойный промысел, транспортные средства коренных народов.

Юрий Александрович Сем (1926 – 1995) – историк, этнограф, северовед, фольклорист и филолог. Исследователь истории и культуры малочисленных народов Дальнего Востока, основатель современной дальневосточной этнографической школы.

Юрий Васильевич проехал по всему Амур, чтобы иметь новые данные о жизни, быте, культуре нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей и негидальцев.

Занимался исследованием духовной культуры: этнокультурную специфику религиозной лексики, верований. Изучал разные жанры фольклора тунгусо – маньчжурских народов Дальнего Востока, в том числе и негидальцев.

Марина Мансуровна Хасанова (1948 – 2006). Будучи студенткой Новосибирского государственного университета, Марина Мансуровна изучала эвенкийский и маньчжурский языки, побывала в экспедициях, в том числе и в Хабаровском крае.

Работая позже в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР (впоследствии ДВО АН СССР) регулярно была в экспедициях по Хабаровскому краю и также в районе им. Полины Осипенко.

Мариной Мансуровной был собран большой материал по языку, фольклору и этнографии негидальцев. М.М. Хасанова написала в соавторстве А.М. Певновым «Мифы и сказки негидальцев», Осака, 2003г.

В этой книге особую научную ценность представляют не только негидальские фольклорные тексты, записанные под диктовку от информантов во время экспедиции, но им многочисленные фольклористические и этнографические примечания Марины Мансуровны.

Последнее изменение: Вторник, 26 Апрель 2016, 15:17